- ХРОМА
- (греч., "краска"), 1) то же что хроматический полутон, т.е. интервал, который образуется: а) между каким либо натуральным тоном основной гаммы и тем же тоном, повышенным посредством или пониженным посредством b) между просто повышенным тоном основной гаммы и тем же тоном, дважды (посредством х) повышенным, либо между просто пониженным тоном и тем же тоном, дважды (посредством ) пониженным; Математическое определение иитервалов (срв. Определение тонов) различает большую и малую х-у; большая х. (128:135) интервал между тонами, из коих один получается при помощи трех шагов на квинту и одного шага на терцию от другого, наприм. f: fis (f с g d fis); малая х. (24: 25) интервал между тонами, из коих один получается посредством двух терцовых шагов и одного противоположного (!) квинтового шага от другого, напр. g: (g c e ): При энгармоническом отождествлении d с d (через посредство а) различие становится, конечно, практически лишенным значения; но акустические формулы остаются эквивалентами различного гармонического понимания, для которого определяющее значение имеет не абсолютная высота тонов, а связь между ними. Относительно хроматического наклонения древних греков См. Греческая музыка; о хроматизме в 16-м веке срв. Вичентино и Джезуальдо. 2) Неоднократно уже пытались реформировать нашу музык. систему посредством устранения основной гаммы (См.) и положения в основание деления октавы на 12 равных частей (система 12-ти полутонов), так чтобы напр. на фп. белые и черные клавиши сменялись последовательно одна за другой и чтобы каждая черная клавиша также имела свое самостоятельное наименование, а не производное от белой клавиши (срв. Винцент 2, Ган 2 и Сакс 2). Мимолетное подкрепление хроматическое движение получило в виде хроматической клавиатуры П. ф. Янко (См.). Срв. Riemann "Das chromatische Tonsystem" ("Präludien u. Studien" 1895, стр. 183).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.